Датчик температуры всасываемого воздуха: проверка, устройство
Современные автомобили содержат большое число средств автоматизации и контроля работы оборудования. Одним из таких устройство является датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ), контролирующий состояние поступающих воздушных масс из окружающей среды. Что представляет собой это устройство, и с какими неисправностями может столкнуться автовладелец, мы рассмотрим в данной статье.
Назначение и расположение
Термодатчик предназначен для контроля температуры воздуха, поступающего воздуха из окружающей среды. В зависимости от температуры воздуха, изменяется состояние воздушно-топливной смеси и температура ее вспышки в цилиндре. В случае чрезмерного остывания или нагрева воздуха на улице режим движения автомобиля может существенно отличаться. Датчик реагирует на изменение температуры и посылает сигнал на блок управления для изменения действующих параметров работы.
Поэтому прямая функция датчика температуры всасываемого воздуха заключается в измерении текущих параметров. Косвенно он предназначен для повышения или уменьшения объема подаваемой топливной смеси в соответствии с внешними факторами.
Такой датчик температуры устанавливается в системе подачи воздуха автомобиля. Как правило, он располагается в непосредственной близи от воздушного фильтра или на его корпусе, в некоторых моделях может располагаться во впускном коллекторе.
Рис. 1. Место установки датчика воздуха
Способ расположения предусматривает направление чувствительного элемента в струю воздушного потока. Поэтому место установки должно предусматривать четкую фиксацию, так как при смещении сенсора в посадочном отверстии вы получите нечеткие показания.
Устройство и принцип работы
Для лучшего понимания возможных неисправностей и сбоев в работе необходимо разобраться в его устройстве и принципе действия.
Конструктивно датчик температуры для контроля всасываемого воздуха состоит из:
- Контактного разъема – для подключения датчика температуры к внутренней электрической цепи;
- Корпуса – предназначен для защиты от механических повреждений и воздействия внешних факторов на электронные компоненты;
- Чувствительный элемент – для фиксации температуры поступающего воздуха применяется термистор, который, может располагаться как в открытом колпаке, так и в запаянной колбе.
- Посадочного штуцера – элемента оснащенного резьбой для вкручивания в точке контроля температуры воздуха.
Заметьте, для плотного прилегания датчика к монтируемой поверхности между ними располагается уплотнительное кольцо. В противном случае произойдет утечка воздуха из системы.
Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха основывается на показаниях термистора с отрицательным температурным коэффициентом. В соответствии с п.23 ГОСТ 21414-75 это такой нелинейный элемент, омическое сопротивление которого снижается по мере нагревания самого термистора. Положение датчика выбирается таким образом, чтобы сенсор взаимодействовал с движущимся воздухом напрямую, в остальном работа происходит следующим образом:
Рис. 3. Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха
Как видите на рисунке выше, при движении потока всасываемого в систему воздуха, он напрямую воздействует на датчик, обтекая терморезистор. В начале запуска двигателя воздух в патрубке будет холодным и при взаимодействии с термистором его сопротивление будет в пределах нескольких кОм. В случае повышения температуры воздуха в системе сопротивление датчика начнет снижаться, уменьшиться величина падения напряжения и увеличится сила тока. Как только параметр достигнет установленного предела, в цепи управления начнет протекать ток достаточный для команды блоку управления.
Читайте также: Опель мокка полный привод муфта
В случае прохождения холодного воздуха возникает утяжеляющий эффект, которые требует впрыска большего объема горючего в цилиндр для поддержания нормального режима работы. При повышении температуры, датчик отреагирует пропорциональным снижением сопротивления, и блок управления даст команду на сужение форсунок и уменьшение объема впрыскиваемого топлива. Таким образом осуществляется корректировка работы мотора, в зависимости от температуры подаваемого воздуха. Однако система может давать сбои, существенно отражающиеся на работе транспортного средства.
Признаки и причины неисправности
Для своевременного выявления неполадок, связанных как с самим датчиком, так и с работой системы подачи воздуха. Наиболее распространенными признаками неисправности датчика температуры являются:
- Плохо запускается ДВС в условиях пониженной температуры окружающей среды;
- Двигатель дает сбои при холостых оборотах;
- Заметное превышение расхода топлива;
- Возникают ощутимые перебои в работе мотора;
- Включение световой индикации на приборной панели или отображение сообщения на бортовом компьютере.
Причиной возникновения таких факторов могут быть различные неисправности, как в самом датчике, так и в сопутствующих элементах системы подачи воздуха. Среди причин у автомобилистов часто выявляются:
- Короткое замыкание в цепи датчика;
- Окисление контактов, что вносит ощутимую поправку на измеряемую величину;
- Засорение чувствительного элемента датчика — вместе с всасываемым воздухом по системе могут циркулировать частицы пыли, которые оседают в области термистора;
- Механическое повреждение корпуса или других вспомогательных элементов, что влияет на точность измерений;
- Обрыв в измерительной цепи датчика.
Также заметьте, что причина может быть в засорении фильтра и ухудшении проходимости системы. Но для определения конкретной неисправности необходимо провести диагностику.
Диагностика и замена
Для проверки работоспособности датчика температуры можно воспользоваться как простыми методами, доступными в домашних условиях, так и прибегнуть к помощи СТО. Если вы решили диагностировать устройство самостоятельно, вам понадобиться обзавестись, хотя бы простейшим мультиметром. Процесс проверки состоит из следующих этапов:
- Отключите питающий шнур от блока контактов датчика температуры всасываемого воздуха.
Рис. 4. Отключите питающий шнур от блока контактов датчика
- С помощью мультиметра замерьте величину сопротивления датчика в холодном состоянии.
Рис. 5. Измерьте сопротивление датчика мультиметром
Если двигатель только заглушили и вы не знаете величину температуры, можете извлечь датчик и принудительно охладить его.
- Затем, с помощью бытового фена или, если конструкция чувствительного элемента выполнена из металла, над газовой конфоркой подогрейте терморезистор.
Рис. 6. Нагрейте датчик бытовым феном
- Повторно замерьте величину сопротивления электрическому току на выводах датчика.
Рис. 7. Повторно измерьте сопротивление нагретого датчика
- Сравните полученные результаты замеров с таблицей для вашей модели датчика
К примеру, рассмотрим ряд температур для датчика от Лада Приора, приведенный в таблице ниже:
Таблица: зависимость сопротивления датчика от температуры
Температура всасываемого воздуха, °С | Сопротивление, кОм |
–40 | 39,2 |
–30 | 23 |
–20 | 13,9 |
–10 | 8,6 |
0 | 5,5 |
+10 | 3,6 |
+20 | 2,4 |
+30 | 1,7 |
+40 | 1,2 |
+50 | 0,84 |
+60 | 0,6 |
+70 | 0,45 |
+80 | 0,34 |
+90 | 0,26 |
+100 | 0,2 |
+110 | 0,16 |
+120 | 0,13 |
Читайте также: Какие комплектации есть у опель антара
Как видите, при измерении сопротивления у холодного датчика, температура которого составляет 0 °С мультиметр выдаст 5,5 кОм. Если сенсор нагреть до +70 °С, то сопротивление составит около 450 Ом. В противном случае устройство неисправно и не может правильно показывать температуру воздуха и требует замены.
Чтобы заменить вышедший со строя датчик температуры, вам необходимо выполнить несколько простых действий. Отключите шнур питания от сенсора и выкрутите его из посадочного места.
Рис. 8. Выкрутите датчик при помощи ключа
Установите в посадочное место новый датчик температуры и плотно закрутите его в корпус. Подключите разъем к блоку контактов – устройство готово к эксплуатации.
Как выбрать новый датчик?
Рядовой автомобилист может потратить уйму времени на поиски нужного сенсора всасываемого воздуха по каталогам интернет магазинов, теряясь в существующем изобилии предложений. Так как неправильно выбранное устройство может не только отказаться взаимодействовать с системами автомобиля, но и не поместиться в посадочное отверстие.
Поэтому при выборе обязательно учитывайте:
- Маку автомобиля и конкретную модель;
- Год ее выпуска;
- Тип и функциональные особенности установленного в машине двигателя.
Такой подход позволит минимизировать вероятность ошибки и предоставит продавцу максимум необходимой информации. Но, если вы новичок, и плохо разбираетесь в подобных вопросах, куда проще будет выбрать нужную модель с помощью VIN-коду.
VIN-код представляет собой уникальный шифр, присущий исключительно вашему прибору. Если вы подберете для замены новый сенсор по VIN-коду, то вероятность ошибки сводится к нулю. Это наиболее точный метод выбора оборудования для вашего авто. Однако, если выбор изделия упирается в нескольких производителей, стоит рассмотреть наиболее известных из них.
Среди зарубежных компаний, выпускающих сенсоры температуры всасываемого воздуха, лучшим качеством обладают японские и германские производители. Среди которых можно выделить Denso, Bosch, Borsehung, но и цена таких моделей относится к премиальному сегменту. Если вы ищите более демократичный вариант, то обратите внимание на отечественную компанию Энергомаш, тайваньскую фирму Vika или итальянский Facet.
Тема: датчик температуры всасываемого воздуха
датчик температуры всасываемого воздуха
вечер добрый! решил протестить педалями, выдал ошибку 011014 . Где энтот датчик находится и какую он роль играет в жизниобеспечении машинки? можно ли с такой ошибкой ездить или лучше ехать на СТО.
У корпуса воздушного фильтра. Он читает температуру всасываемого воздуха и подаёт команду мозгам. А те в свою очередь регулируют топливную смесь в зависимости от окружающей температуры. Будет чек гореть и аварийный режим работы мотора. Возможно и не заведётся на холодную или наоборот на горячую. Меняй.
Последний раз редактировалось rirz; 05.01.2013 в 20:08 .
Эта ошибка еще может вылезать, если датчик отцепляли.
Ничего страшного (если Check не горит).Через какое-то время сама исчезнет.
Датчик находится на пластмассовой воздушной трубе сразу за воздушным фильтром.
я пару недель назад фильтр воздушный менял, и если это он , то отцеплял еге( рядом с кожухом защитным В.Ф. да?) чек не горит, тока при запуске двиг-ля пару сек как и положено. То есть забить?
А этот датчик может влиять на обороты двигателя т.е. На прогрев. Завожу на холодную, а обороты не выше 1000. Раньше были выше!
Он может влиять на качество смеси, тем самым расход топлива может быть увеличен. Про обороты.. не в курсе
может и влияет -) На холостых может кушать 2литра в час и при сбрасывании передачи с 3-ей на вторую и на первую машинка ведет себя не адекватна в оборотах. Они подскакивают и медленно с задержкой опускаются.
может ли быть проблема большого расхода топлива из-за него? все работает хорошо,единственное на горячую крутит дольше чем на холодную.И при отключении штекера должна ли поменяться работа двигателя?
двигатель 1.4
если он не исправен — то конечно.
Читайте также: Где находится блок предохранителей у опель зафиры
датчик отключаю,ни чего не меняется
Без чтения ошибок можно в дебри уйти по поводу расхода.
лямбда к примеру и т.д.
Без чтения ошибок можно в дебри уйти по поводу расхода.
лямбда к примеру и т.д.
если он не работает и на панели джеки чан сверкает желтизной своего свечения, тогда хоть цепляй хоть отцепляй, одинаково работать будет, а вот если он рабочий, и его отцепить то после отцепления начнет сверкать джекичан). а мотор как работал так и будет по обходной программе) на слух думаю разницы не будет.
ошибка на ходу загоится/пропадет, может долго не появляться.или наоборот,не тухнуть! на обогощенную смесь жалуется
Диагност ептень
Ну-ка напиши про обходную программу очень интересно?
Ну так ждем про обходную программу БРАТАН
Гугл сломался?
Уши эаложило?
вот что пишет сканер
вот что показывает:
температура охл. жидкости-2,05-2,96 В
датчик температуры всасываемого воздуха-0,00 В
напряжение батареи-14,30 В
сигнал оборотов-800 об/мин
потенциометр дроссельной заслонки-0,57 В
потенц. дроссельной заслонки-0%
датчик МАР-1,21-1,60 В
регулятор лямбда 252-371 мВ
импульсы впрыска-3,18-5,07 мс
эл.магнитный клапан угольного фильтра открыт-0%
управление холостым ходом-36 шаг
интервал зажигания 3град. TDC
интегратор значения лямбды-150 шаг
регулировка смеси воздух/топливо-15
интервал зажигания-4 град
управление детонацией-10 полученный
датчик детонации цилиндр 1-0 шаг.
датчик детонации цилиндр 2-8 шаг
датчик детонации цилиндр 3-0 шаг.
датчик детонации цилиндр 4-0 шаг.
У меня оторвался один из двух проводов на защелке вплотную к этому датчику и не заводится вообще, ошибка 011014 только одна (слабый сигнал от датчика). Новый шлейф проводов вокруг двигателя покупается целиком за 32-35 т.р. Буду искать на разборке защелку с двумя целыми проводами хотя-бы по 2-3 см.
Если есть какие-нибудь мысли по этому поводу — пишите.
Михаил Игоревич
Из-за этого не может не заводиться!