Газовые аппараты могут использоваться только при отсутствии утечек, скоплений несгоревшего газа. Это может быть достигнуто благодаря наличию датчика контроля пламени (при отсутствии пламени перекрывается подача газа к аппарату).
Газовые аппараты потребления работают при наличии равномерно поступающего, расчитанного для данного аппарата, рабочего давления.
Необходимого давления можно достичь, используя регулятор давления.
Регуляторы давления снижают давление находящегося в баллоне сжиженного газа, которое, в зависимости от температуры жидкой фазы, может быть высоким, до рабочего давления газовых аппаратов. Аппараты работают с высоким КПД и безукоризненным сгоранием только тогда, когда им обеспечена подача стабильного по величине давления (обеспечено достаточное количество воздуха для сгорания). Регуляторы давления:
- до 50 мбар считаются регуляторами низкого давления
- свыше 50 мбар до 4 бар, — регуляторами среднего давления
Предохранительные устройства от недопустимого повышения давления
Газовые аппараты, которые не выдерживают давление баллонов без регулятора, должны быть оборудованы предохранительными устройствами от недопустимо высокого повышения давления. Распространённые в торговой практике аппараты как правило не выдерживают давление перед регулятором (давление в баллоне). Поэтому необходимо также иметь дополнительно к регулятору давления предохранительное устройство, на случай отказа самого регулятора. Предохранительными устройствами от недопустимого превышения давления являются:
Регуляторы давления со встроенным предохранительным устройством от избыточного давления. Они могут использоваться, с учётом технических требований установленных изготовителем, до максимальной мощности в 1,5 кг/час.
Предохранительные устройства от избыточного давления ограничивают давление подсоединения газовых аппаратов до некритического значения.
Регуляторы давления с предохранительным запорным устройством (ПЗК) и предохранительным сбросным клапаном (ПСК) с системой отвода сбрасываемого газа наружу. Их, прежде всего, применяют при объёме отбора выше 1,5 кг/час, например, с баллонными установками или ёмкостями.
ПЗК это устройства, которые при нормальной эксплуатации открыты (готовы к эксплуатации). Их задачей является самостоятельное перекрывание потока газа, как только давление в системе достигает определённого давления срабатывания. ПЗК после срабатывания самостоятельно не открывается.
ПСК это устройства, которые обычно при эксплуатации закрыты (готовы к эксплуатации). Их задачей является автоматический сброс газа из подающего газопровода через отверстие сбросного клапана, как только давление в системе, повышаясь, достигнет давления срабатывания этого устройства. ПСК снова автоматически закрывается, если давление падает ниже давления срабатывания.
Монтаж регулятора давления и шлангопровода к баллону со сжиженным газом
Системы уплотнения запорных вентилей баллонов различаются в зависимости от размеров самих баллонов, а именно запорными вентилями для баллонов, весом заполнения 5 кг и 11 кг (клапан маленького баллона, в Европе) и баллонами весом заполнения в 33 кг, так называемыми клапанами больших баллонов.
Небольшие баллоны, весом до 14 кг (напр. баллоны 5 кг и 11 кг) снабжены запорным вентилем, который со стороны выхода снабжён резиновым уплотнительным кольцом. Благодаря этому и достигается уплотнение при присоединении регулятора к вентилю баллона.
Барашковая гайка и гайка с накаткой на регуляторах присоединяются к вентилю баллона только вручную (без инструмента).
Баллоны для сжиженного газа весом 33 кг снабжены запорным вентилем с металлической плоской присоединительной поверхностью на выходе, т.е. без уплотнительного кольца. Для уплотнения присоединения требуются уплотнительные кольца из алюминия или пластмассы. Они должны быть в безукоризненном состоянии и самостоятельно удерживаться в присоединительной арматуре, т.е. в регуляторе давления или в шланге высокого давления. Перед навинчиванием шестигранной гайки на запорный вентиль необходимо проверить, имеется ли уплотнительное кольцо.
Необходимо соблюдать рекомендации изготовителя по замене уплотнительных колец.
Поскольку — как уже было описано — различные системы уплотнения работают по разному, нельзя использовать разнотипные присоединения для баллонов (33 кг и 5 кг/11 кг).
Регуляторы давления с комбинированным присоединением могут присоединяться к баллонам весом наполнения в 5, 11 и 33 кг.
Однако они могут использоваться при соблюдении технических данных газопотребляющего аппарата, указанных изготовителем, в основном, при максимальном отборе газа до 1,5 кг/ час. Независимо от типа уплотнения баллона, уплотнительное кольцо должно обязательно находиться на регуляторе давления с комбинированным присоединением и должно быть неповреждённым. Необходимо соблюдать рекомендации изготовителя по замене уплотнительных колец.
После присоединения (запорный клапан — регулятор давления или запорный клапан — шланг высокого давления) место соединения необходимо осторожно проверить на герметичность при открытом запорном вентиле баллона и закрытой запорной арматуре аппарата потребления. Проверка герметичности проводится при рабочем давлении при помощи пенообразующего средства (например, аэрозоль для утечек). Рабочее давление образуется при открытой запорной арматуре баллона и закрытой запорной арматуре газового аппарата. Герметичность запрещается проверять при помощи открытого пламени.
Трубопроводы, шлангопроводы, предохранитель при разрыве шланга
Газовые аппараты присоединяются в основном только к трубопроводам, пригодным для сжиженного газа. Пригодными считаются трубопроводы, которые выдерживают химические, температурные и механические напряжения и, в случае необходимости, защищены от коррозии. Пригодными для сжиженного газа являются трубопроводы из меди согласно DIN EN 1057, сварной стали, бесшовной стали, нержавеющей стали.
Вместо трубопроводов можно использовать шланговые трубопроводы, в том числе
- в передвижных установках сжиженного газа (напр, установки в летающих воздушных шарах)
- в случае особых технических требований (напр, газовые аппараты, которые в процессе работы должны перемещаться
Шланговые трубопроводы должны выдерживать химическую, температурную и механическую нагрузку. Например, между запорным клапаном баллона и регулятором давления необходимо использовать шлангопроводы исключительно с классом давления 30 (→ 30 бар), рис.14. Между регулятором давления и газовым аппаратом могут использоваться также шлангопроводы с классом давления 10 или 6 ( → 10 бар или 6 бар).
Шлангопроводы нужно прокладывать таким образом, чтобы они внешне были защищены от химических, температурных и механических повреждений. Если при прокладке шлангопроводов по полу рабочей зоны, существует вероятность их повреждения, то в таких случаях нужно использовать « шланги для особых механических нагрузок».
Для достижения герметичности соединения рекомендуется применять шланги с наконечниками, например:
- с накидной гайкой (для монтажа с регулятором давления)
- с накидной гайкой и резьбовым соединением с зажимными кольцами (для монтажа к трубопроводу)
Рекомендуемая длина шлангового трубопровода не более чем 0,4 м. Как исключение могут использоваться шлангопроводы длиннее 0,4 м, если
- имеются особые производственные требования
- должны применяться особые меры предосторожности
- шлангопроводы короче, чем рекомендуемая длина.
Особые производственные требования это, например, передвижные установки или летающие воздушные шары. Особой мерой предосторожности от утечки газа является использование предохранительного устройства при разрыве шланга т.е. устройства которое в случае разрыва шланга перекрывает поток газа из баллона (см. рис.21,22,24,29).
Такого рода устройства должны соответствовать аппарату потребления и регулятору давления по:
- номинальному расходу (например, 1,5 кг/час)
- рабочему давлению (например, 50 мбар)
Дополнительно при выборе предохранительного устройства при разрыве шланга необходимо соблюдать рекомендации изготовителя относительно
- положения при монтаже
- внутреннего диаметра шлангопровода
- длины шлангопровода.
Читайте также: Шевроле круз освещение салона предохранитель
Предохранительные устройства при разрыве шланга не допускают выход газа при повреждениях или отвинчивании шлангового трубопровода и перекрывают выход газа, как только номинальный расход увеличивается на 10 %. При этом они не реагируют на «небольшие» утечки, которые меньше номинального расхода газа.
Дополнительные требования
Так как газопотребляющие аппараты могут работать исключительно на газовой фазе, то отбор сжиженного газа может производиться только из горизонтально стоящих баллонов. Для безопасного поджига нужно использоваться подходящие для этого запальники, например, пьезорозжиг или трубчатый запальник.
Подача газа должна быть легкопрерываемой. Это достигается путем приведения в действие расположенного перед газовым аппаратом и легкодоступного основного запорного устройства, например, запорного клапана баллона (рис.26).
Если несколько аппаратов работают от одного источника подачи газа (отдельного баллона или установки из нескольких баллонов), то подача газа должна перекрываться на каждом аппарате потребления. Это возможно при наличии у каждого аппарата запорного устройства.
Газопотребляющие аппараты, в основном, должны использоваться только под наблюдением. Указания по безопасному использованию газового аппарата содержатся в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
Контроль герметичности на установках сжиженного газа производится:
- при помощи пенообразующего средства
- при помощи манометра, встроенного в установку сжиженного газа.
Контроль герметичности проводится при рабочем давлении. Специфика проверки герметичности в каждом отдельном случае рассматривается индивидуально. Проверка герметичности может производиться только определёнными, наделёнными соответствующими полномочиями лицами.
Во время проведения испытаний, на встроенных в установку сжиженного газа манометрах, находящееся в ней давление не должно падать. У регуляторов давления в исполнении с манометром необходимо принимать во внимание технические требования, а также продолжительность испытаний, указанные в инструкции по эксплуатации.
Вывод из эксплуатации газовых аппаратов:
По окончанию работы, перед большим перерывом в работе, при неполадках или в случае опасности необходимо перекрывать подачу газа к аппаратам. Для этого необходимо закрыть клапаны баллонов (поворотом вправо).
Если в установке сжиженного газа возникает неполадка, которая может вызвать аварию, то необходимо прекратить работу установки до устранения причины неполадки.
Опасность аварии может возникнуть, например, при негерметичности в местах соединений, при повреждениях трубопроводов и дефектах устройств контроля пламени газового аппарата.
При подозрении на негерметичность все возможные источники воспламенения должны быть незамедлительно устранены. Если возможно, то все баллоны со сжиженным газом срочно перекрыть. Необходимая для воспламенения пропана температура в примерно 510°С может возникнуть из-за зажженной сигареты.
Пока не возникла опасность, необходимо убрать баллоны со сжиженным газом из пожароопасных зон или охладить их водой. Необходимо обратить внимание пожарных служб на наличие баллонов со сжиженным газом в пожароопасных зонах или вблизи их.
Также необходимо учитывать дополнительные местные требования, которые нужно согласовывать с местным пожарным органом.
Для тушения возгораний сжиженного газа (класс возгорания С) необходимо предоставлять и использовать разрешённые соответствующие огнетушители, например, порошковые огнетушители с порошком АВС (согласно DIN EN 3).
Для газовых инфракрасных обогревателей, каталитических печей особенно необходимо соблюдать указанные изготовителем в инструкции по эксплуатации требования:
- минимальные расстояния от горючих веществ,
- минимальные расстояния от источников тепла.
- требования к объёму помещения
Газовые инфракрасные обогреватели, каталитические печи могут использоваться, как правило, только на открытом воздухе или в очень хорошо проветриваемых помещениях, так как при недостатке свежего воздуха в помещение может образовываться отравляющий угарный газ (СО).
Манипуляции с предохранительными устройствами строго запрещены.
Вследствие изменения порога срабатывания предохранительных устройств могут возникнуть тяжёлые несчастные случаи и правовые последствия (среди прочего, денежные штрафы и требования возмещения ущерба).
Например, при манипуляциях с устройством контроля пламени, а также клапанами может произойти утечка газа и возникнуть опасность возгорания или взрыва.
Замена деталей установки: детали установки, подверженые износу или старению, необходимо менять не реже, чем через 8 лет. Таковыми являются, например, регуляторы давления, предохранительные устройства при разрыве шланга, шлангопроводы, запорные устройства. Замены не требуется, если надлежащее состояние подтверждено уполномоченным лицом. Дополнительные требования указаны в инструкции по эксплуатации изготовителя.
Предохранитель для газового баллона
Комплектующие устройства газобаллонного оборудования
Газовую топливную аппаратуру можно устанавливать на любой модели легковых автомобилей отечественного и иностранного производства, оснащенных карбюраторными двигателями или двигателями с системой впрыска топлива и электронным управлением, если конструкция позволяет разместить в багажнике цилиндрический или тороидальный баллон с газом.
Конструктивные решения комплектующих устройств газобаллонной аппаратуры (ГБА) отличаются большим разнообразием в зависимости от типов двигателей, для которых они предназначены, и от заводов-изготовителей, их производящих.
Газовое оборудование автомобиля размещают в трех местах: в моторном отсеке, салоне и багажном отсеке.
В моторном отсеке автомобиля устанавливают:
– электромагнитный газовый клапан;
– электромагнитный бензиновый клапан.
В салоне на приборной панели устанавливают:
– переключатель видов топлива «Газ – Бензин» с блоком индикации режимов «Газ – Бензин» и количества топлива в газовом баллоне;
В багажном отсеке устанавливают:
– газовый баллон с запорно-предохранительной арматурой;
– выносное заправочное устройство.
Примечание. На некоторых моделях систем газобаллонной аппаратуры устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для подачи определенного количества газа, соответствующего режиму работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом (или винтами).
ГАЗОВЫЙ БАЛЛОН – стальной резервуар, предназначенный для хранения сжиженного нефтяного газа при температуре от – 40° до + 45 °C. На легковом автомобиле он крепится в багажном отделении или в нише для запасного колеса, а на малотоннажных автомобилях – на раме. Газовый баллон имеет цилиндрическую или тороидальную форму (рис. 3). Различные объемы и геометрические размеры позволяют выбрать оптимальный вариант размещения баллона в багажнике автомобиля. Баллон снабжен вентиляционной коробкой с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой расположены заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне, заправочная чашка (в конструкции «САГА-6» предусмотрен только один расходно-наполнительный вентиль, который всегда находится в открытом положении, датчик дистанционного контроля, определяющий количество газа в баллоне и выносная заправочная горловина).
В некоторых конструкциях для заправки газового баллона необходимо:
– открыть крышку вентиляционной коробки;
– закрыть расходный вентиль;
– ввернуть в заправочную чашку переходник;
– подключить к переходнику заправочный пистолет;
– открыть заправочный вентиль на газовом баллоне;
– открыть кран заправочного пистолета.
После того, как баллон на 80–85 % заполнится газом (в баллоне срабатывает отсекающий клапан, при этом слышен характерный щелчок), указанные операции проделывают в обратном порядке (закрыть кран пистолета; закрыть заправочный вентиль на баллоне; снять пистолет, выкрутить переходник; открыть расходный вентиль; закрыть крышку вентиляционной коробки).
В дальнейшем, если автомобиль хранится вне закрытых помещений (уличное хранение), расходный вентиль можно не закрывать.
Читайте также: Тойота авенсис предохранитель подсветки багажника
БЛОК ЗАПОРНО-КОНТРОЛЬНОЙ И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ АРМАТУРЫ (рис. 4) устанавливают на унифицированном фланце газового баллона с использованием прокладки, обеспечивающей герметичность соединения. Он является приемным устройством при заполнении баллона сжиженным нефтяным газом и обеспечивает подачу последнего в магистраль газопровода. Блок включает в себя входной штуцер и заправочный вентиль с обратным клапаном, расходный штуцер и расходные вентили жидкой и паровой фаз, ограничительный механизм уровня заправки баллона (мультиклапан). Блок закрыт герметичным кожухом, надежно отделяющим его содержимое от внутреннего объема автомобиля. Вентиляция внутреннего пространства кожуха осуществляется через дренажную трубку, выведенную за пределы кузова автомобиля.
Рис. 4. Блок запорно-контрольной и предохранительной арматуры: 1 – предохранительный клапан; 2 – шарик; 3 – заправочный вентиль; 4 – скоростной клапан; 5 – прокладка; 6 – прозрачная крышка; 7 – контрольная стрелка; 8 – шкала; 9 – автоматический клапан; 10 – трубка забора газа; 11 – поплавок; 12 – регулировочный винт; 13 – расходный вентиль.
Сжиженным газом баллон заправляют через заправочный вентиль (3). Газ поступает в баллон, преодолевая усилия шарика (2), находящегося под действием пружины.
Баллон наполняется газом, и поплавок (11) поднимается. Автоматический клапан (9) отсекает поступление газа в баллон. Шарик (2) перекрывает обратный выход газа из баллона. Из баллона газ поступает в магистраль по трубке забора газа (10), отжимая шарик скоростного клапана (4) через расходный вентиль (13).
В обычных условиях работы расходный и заправочный вентили находятся в открытом положении. Их закрывают при постановке автомобиля на длительную стоянку, в случае утечки газа, а также при неисправностях, техническом обслуживании и ремонте газовой аппаратуры.
В случае нагрева баллона свыше 45 °C открывается предохранительный клапан (1), чтобы понизить давление газа. Контрольная стрелка (7) по шкале (8) указывает количество газа в баллоне. Указатель уровня топлива может выводиться на переключатель вида топлива в салон автомобиля. Стрелка приводится в действие магнитом, вмонтированным в мультиклапан (9). Она вместе со шкалой защищена прозрачной крышкой (6). Максимально допустимый объем заправляемого газа предварительно устанавливается винтами (12).
Оригинальные конструктивные решения блока запорно-контрольной и предохранительной арматуры, повышающие его надежность, применила научно-производственная фирма «САГА».
Рис. 5. Блок запорно-контрольной и предохранительной арматуры «САГА-6»: 1 – поплавок; 2 – кулачок; 3 – трубка; 4 – предохранительный клапан; 5 – дренажный штуцер; 6 – дренажный вентиль; 7 – шток с магнитом; 8 – датчик уровня газа; 9 – расходно-заправочный вентиль; 10 – корпус блока арматуры; 11 – заправочный штуцер; 12 – выходной штуцер; 13 – фланец газового баллона; 14 – шток рабочего клапана; 15 – трубопровод; 16 – корпус рабочего и ограничительного клапанов; 17 – шарик клапана.
Баллон оборудован унифицированной расходно-наполнительной и контрольно-предохранительной арматурой (рис. 5), которая включает в себя следующие элементы:
– заправочно-расходный блок с одним вентилем (9);
– датчик (8) уровня газа в баллоне;
– автоматическое устройство, ограничивающее наполнение баллона до 80 % его объема. Оно снабжено поплавком (1), штоком (14) рабочего клапана, кулачком (2). Запорный элемент устройства, находящийся в корпусе (16) рабочего и ограничительного клапанов, обеспечивает в закрытом состоянии скорость наполнения не выше 1 л/мин;
– устройство, позволяющее стравливать (выпускать) из баллона паровую фазу газа. Конец трубки (3) находится на уровне 80 % объема баллона. Газ выходит через дренажный штуцер (5) при открытии дренажного вентиля (6);
– предохранительный клапан (4), настроенный на давление 2,5 МПа и установленный в зоне, где часть топлива находится в газообразном состоянии;
– рабочий (запорный) и ограничительный клапаны в корпусе (16). Первый предназначен для прекращения заправки газом при достижении 80 % объема баллона, второй – для ограничения потока газа, проходящего через выходное или входное отверстия мультиклапана. Ограничительный клапан прекращает подачу газа из баллона, если его расход превышает максимальную величину (при обрыве магистрального трубопровода), которая определяется величиной перепада давлений не более 0,1 МПа.
Блок (10) арматуры выполнен с защитным газонепроницаемым вентилируемым кожухом. Он крепится на фланце (13) газового баллона.
Принципиальная особенность блока арматуры состоит в том, что, благодаря наличию в нем дренажного вентиля (6), он позволяет производить дозаправку баллона сжиженным газом при пониженном давлении заправки на заправочных станциях, не имеющих компрессора. Для этого необходимо снять колпак с вентиляционного кожуха, надеть на дренажный штуцер (5) шланг и вывести его за борт автомобиля. Затем следует открыть дренажный (6) и расходно-заправочный (9) вентили и начать заправку баллона газом.
ВЫНОСНОЕ ЗАПРАВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО (рис. 6), предназначенное для заправки ГСН, крепится на кронштейне (7) гайкой (8) под задним бампером легкового автомобиля. Оно подсоединяется к заправочному трубопроводу через штуцер (10). Заправочный пистолет газовой колонки присоединяется к корпусу (3) с уплотняющей резиновой прокладкой (2). Газ, поступающий под давлением, открывает клапан (6) и заполняет газовый баллон. После окончания заправки клапан герметично закрывается.
Рис. 6. Выносное заправочное устройство: 1 – пробка; 2 – прокладка резиновая; 3 – корпус; 4 – седло клапана; 5 – клапан; 6 – пружина; 7 – кронштейн; 8 – гайка; 9 – кольцо уплотнительное; 10 – штуцер выходной.
ГАЗОПРОВОД И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Газопровод проходи под полом автомобиля вдали от выхлопных труб. От соприкосновения с деталями кузова он защищен хлорвиниловыми или резиновыми трубками. Трубопроводы закрепляют на кузове автомобиля специальными скобами при помощи саморезов с интервалом не более 800 мм.
Газопровод высокого давления на всем протяжении от баллона до электромагнитного клапана газа и от него до редуктора-испарителя выполнен из меди или из нержавеющей стали с заводской развальцовкой (рис. 7). Если газопровод изготовлен из стали, то его присоединение к узлам аппаратуры осуществляется при помощи упорной накидной гайки. Такое соединение допускает многократную разборку, но при затяжке необходимо избегать чрезмерных усилий во избежание отрыва донышка накидной гайки.
Рис. 7. Трубопроводы из нержавеющей стали.
На концах трубопровода предусматривают компенсационные кольца. Трубку изгибают с образованием кольца диаметром 50–80 мм, что предохраняет трубопровод от поломки под действием вибрации.
Герметичность газопровода высокого давления (рис. 8) обеспечивает ниппельное соединение типа конусная муфта. Такое соединение включает в себя трубопровод (3), конусную муфту (1), упорную гайку (2) и присоединяемую деталь (штуцер). Герметичность достигается за счет конусной муфты (1), изготавливаемой из латуни. Такое соединение допускает многократную разборку с заменой конусной муфты новой. Муфта должна плотно сидеть на трубке на расстоянии 2–3 мм от ее торца.
Рис. 8. Беспрокладочные соединения трубопроводов с помощью конусной муфты: а – конусная муфта; б, в – соединение трубопровода; 1 – конусная муфта (ниппель); 2 – гайка; 3 – трубка; 4 – присоединяемая деталь (штуцер).
В трубопроводах низкого давления для соединения газового редуктора со смесителем используют резиновые шланги из бензомаслостойкой резины. Шланговые соединения на штуцерах крепятся винтовыми хомутами типа «Норма».
Читайте также: Как предохранитель отвечает за прикуриватель ваз 2114
КЛАПАНЫ БЕНЗИНОВЫЕ И ГАЗОВЫЕ (рис. 9, 10, 11) устанавливают с целью исполнения команд, которые управляют подачей бензина или газа в системах питания автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой. В отдельных случаях клапаны конструктивно объединяют с фильтрами, которые очищают поступающее в систему топливо.
Рис. 9. Электромагнитные газовые клапаны. Внешний вид.
Рис. 10. Электромагнитный газовый клапан: 1 – направляющая втулка; 2, 6 – стопорное кольцо; 3 – пружина; 4 – якорь; 5 – катушка; 7 – уплотнитель; 8 – корпус; 9 – входной канал; 10 – металлическая обойма с фильтром; 11 – резиновое кольцо; 12 – отстойник; 13 – выходной канал; 14 – постоянный кольцевой магнит; 15 – кольцевая полость; 16 – уплотнитель.
Рис. 11. Электромагнитные бензиновые клапаны: а – с ручкой; б – с нижним вентилем; в – с боковым вентилем.
Электромагнитный газовый клапан служит для открытия канала подачи газа в редуктор и его перекрытия при работе на бензине (управляется дистанционно из салона автомобиля посредством переключателя «Газ» – «Бензин»). Фильтры не требуют регулярного обслуживания: достаточно промывки или замены. В некоторых конструкциях очищать фильтры следует каждые 30 000 км пробега автомобиля.
При включенном зажигании и установке переключателя в положение «Газ» клапан открывается, и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор-испаритель. При включенном зажигании клапан находится в положении «Закрыт».
Электромагнитный бензиновый клапан служит для открытия (закрытия) канала подачи бензина в карбюратор, одновременно перекрывается подача газа. В нижней части клапана предусмотрен винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. В случае выхода из строя электронного блока управления газовым оборудованием этот винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение.
Электромагнитный бензиновый клапан «САГА-6» с фильтром устанавливают между бензонасосом и карбюратором.
Рис. 12. Электромагнитный клапан «САГА-6»: 1 – входная полость; 2, 20 – штуцер; 3, 8 – уплотнительные прокладки; 4 – фильтр; 5 – корпус; 6 – выходная полость; 7 – винт крепления; 9 – центрирующий толкатель; 10 – корпус электромагнита; 11 – пружина; 12 – катушка электромагнита; 13 – запорная шайба; 14 – вывод обмотки катушки электромагнита; 15 – выходной штуцер; 16 – уплотнитель; 17 – газовый штуцер; 18 – кронштейн крепления; 19 – гайка.
Клапан (рис. 12) щелевого типа имеет корпус (5) с входной полостью (1), размещенной во входном штуцере (2), и выходной полостью (6) с седлом (16) и выходным штуцером (15). В корпусе (10) электромагнита находится катушка (12). Электрическая проводка (14) связывает катушку электромагнита клапана с электронной схемой управления газовой аппаратуры. Запорный якорь электромагнита образован запорной шайбой (13) с уплотнителем (16) и центрирующим толкателем (9), нагруженным пружиной (11). Корпус (5) герметично скреплен с корпусом (10) электромагнита с помощью винтов (7). Герметичность корпуса (5) со штуцером (2) и корпусом (10) обеспечивается с помощью уплотнителей (3) и (8) соответственно.
Входная и выходная полости (1) и (6) сообщаются через соединительные каналы.
Клапаны в газовой магистрали отличаются от клапанов, установленных в бензопроводе, только конструкцией входного и выходного штуцеров, предназначенных для присоединения металлических трубок подвода газа (см. поз. 3 и 8 на рис. 13).
Рис. 13. Схема соединения газовой аппаратуры «САГА-6»: 1 – редуктор-испаритель; 2 – переключатель вида топлива и указатель уровня газа в баллоне; 3 – газовый электромагнитный клапан; 4 – газонепроницаемый кожух; 5 – блок запорно-предохранительной арматуры; 6 – газовый баллон; 7 – выносная заправочная горловина; 8 – бензиновый электромагнитный клапан; 9 – газосмесительное устройство.
Электромагнитный клапан прерывания или возобновления подачи газа или бензина имеет повышенную надежность, потребляет мало тока (не более 0,7 А) и срабатывает при низком напряжении, мощность катушки электромагнита составляет 4 Вт. Фильтр клапана не требует регулярного обслуживания (промывки или замены).
Газовым фильтром может служить постоянный магнит (рис. 10), установленный на входе в электромагнитный газовый клапан. Этот клапан имеет корпус (8) и отстойник (12). Внутри отстойника (15) расположен фильтрующий элемент из технической замши, заключенный в металлическую обойму (10), которая уплотнена резиновым кольцом (11). Постоянный кольцевой магнит (14) прикреплен к днищу отстойника. Фильтр имеет входной (13) и выходной (9) штуцеры. Уплотнитель выполнен из бензо-маслостойкой резины. Для очистки отстойника его снимают с основания (8) и чистят фильтрующий элемент. Клапан имеет уплотнитель (7), направляющую втулку (1) со стопорными кольцами (2) и (6), пружину (3), якорь (4) и катушку (5) с клеммой.
Сжиженный нефтяной газ через штуцер (13) подается в полость (15) отстойника, проходит фильтр (10), поступает в кольцевую полость (16) и через зазор между приподнятым уплотнителем и седлом поступает в выходной штуцер (9), а из клапана – непосредственно в редуктор-испаритель.
Газовые электромагнитные клапаны (рис. 9) с фильтром управляются от переключателя вида топлива. Они предназначены для перекрытия подачи газа при работе двигателя на бензине, перекрытия подачи газа при выключенном зажигании и для фильтрации газа.
Электромагнитный бензиновый клапан (рис. 11) отключает подачу бензина при работе двигателя на газе.
Устанавливать электромагнитный бензиновый клапан следует в таком месте, чтобы отрезок бензопровода между ним и бензонасосом был как можно короче. Дело в том, что при работе на бензине на этом участке сохраняется постоянный уровень бензина, поддерживаемый бензонасосом. Бензин может сильно нагреваться, вызывая нежелательное повышение давления в шланге. И чем он короче, тем более безопасен. По той же причине необходимо особое внимание уделять надежной герметизации соединений между бензонасосом и электромагнитным бензиновым клапаном.
Клапан всегда закрыт. Он служит для дистанционного управления подачи топлива. На корпусе клапана есть ручной привод в виде ручки или вентиля. Ручным управлением пользуются во время подкачки бензонасосом бензина в карбюратор: в холодное время года, после длительной стоянки автомобиля и в случае отказа электромагнита. При этом ручку или вентиль переводят в положение «Открыто». После подкачки бензина ручку или вентиль ставят в положение «Закрыто» – это их постоянное положение, а переключатель вида топлива в салоне в положение «Бензин». Если этого не сделать, то двигатель будет одновременно работать и на бензине, и на газе. В этом случае не поможет даже отключение дистанционного переключателя вида топлива, а это недопустимо!
РЕДУКТОР-ИСПАРИТЕЛЬ предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель.
Обслуживание. Через каждые 1500–2000 км пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой).
Редукторы-испарители играют важную роль в работе газобаллонного оборудования, поэтому им следует уделить особое внимание.
- Свежие записи
- Опасность дремоты за рулем
- ОСАГО. Полезная информация для новичков
- Для чего нужна компьютерная диагностика авто?
- Выбор аудиосистемы для автомобиля
- Транспортное средство с высокой проходимостью